Мечети

Соборная мечеть — Выползов пер., д. 7., ст.м. «Проспект Мира».

Историческая мечеть — ул. Б. Татарская, д. 26, стр. 1/2. м. «Третьяковская», «Новокузнецкая».

Мемориальная мечеть (на Поклонной горе) — Минская ул., д. 2-б. м. «Филевский парк», далее авт. №130, 104, м. «Парк Победы».

Культурно-религиозный центр в Отрадном (мечеть «Ярдям») — ул. Хачатуряна, д. 8,. м. «Отрадное».

МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ

ГУСУЛ

Как правило, усопшего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфарой; чистой водой. Усопшего кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Помещение, в котором происходит обряд Гусул, окуривают благовониями.

В омовении и обмывании участвуют не менеe 4-х человек. Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник, его помощник, который поливает тело водой. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Исключением является жена, она может омывать тело своего мужа. В случае если усопший — мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то производится только таяммум.


САВАН - КАФАН

Шариат запрещает хоронить усопшего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца и состоит:

Для мужчин из трех частей:

Лифофы — ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);

Изора — куска ткани для окутывания нижней части тела;

Камиса — рубахи до колен.

Для женщин из пяти частей:

Лифофы — ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей тело усопшей с головы до ног;

Изора — куска ткани для окутывания нижней части тела;

Камиса — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча;

Химора — платка для покрывания головы и волос женщины, шириной 60 см, длиной 2 м;

Хирки — куска ткани для покрывания груди длиной 1,5 м, шириной 60 см.

Для усопших младенцев и новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8-ми или 9-ти лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для усопшей жены — муж, для усопшего мужа — жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.

Если усопший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, — в знак уважения к нему. Если усопший был несостоятельным человеком, обязательное условие — покрыть тканью все тело. Тело усопшего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является — покрытие тела усопшего мужчины шелковой тканью.


КАФАНЛАШ

Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются. Порядок окутывания для мужчин: передокутыванием на ложе расстилается лифофа. Еe посыпают благоуханными травмами, ароматизируют благовониями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут усопшего, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Тело усопшего ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают, начиная с левой стороны, затем — правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем правую, и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.
Порядок окутывания женщин идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком — химором, подложенным под голову.

Тобут

Тобут обычно имеется при мечети и на кладбище и представляет собой носилки с раздвижной крышкой. На носилки стелят одеяло, на которое кладут усопшего. Крышка тобута закрывается и покрывается материей. Пo некоторым обычаям сверху кладется одежда усопшего, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, — мужчину или женщину.

Джаназа

Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается в направлении Кыблы. Ближе всех к тобуту стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются Рукны (коленопреклонения) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху-Акбар) и приветствия, и обращения к Всевышнему с просьбой o прощении грехов и милости к усопшему. Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен), или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над усопшим похороны считаются недействительными.

Дафн

Правила организации похорон по Шариату следующие. Рекомендуется как можно скорее похоронить усопшего на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу, все что может предложить ритуальное агенство в этом случае — это «мусульманский ящик» для транспортировки тела усопшего. Когда усопшего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело усопшего опускается ногами вниз. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на ee по горсти земли и читают молитву: айят из Корана (20:57), в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».


КАБР

Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.

Лахад — состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см), такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии.

Ярма — состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела усопшего примерно на полметра с обеих сторон. Шариат требует хоронить усопшего таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы — доской.


РЕЦИТАЦИЯ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

С погребальным обрядом связаны Рецитации Корана — чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается сура «Аль-Мулк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот сжалился над усопшим. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя усопшего, причем o нем говорится только хорошее.

наверх